Статьи

Формирование функциональной грамотности в школе

Формирование функциональной грамотности в школе

Виноградова Н.К., директор ОАНО


«УЦ «Перспектива»


Мы живём в быстро меняющемся мире. Меняются экономические уклады, развиваются цифровые технологии, появляются новые требования к профессиональным навыкам. На рынке труда особенно востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания, применять их в решении возникающих проблем и работать в команде. Это и есть функционально грамотные люди.

Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности. Таким образом, функциональная грамотность является одним из важнейших результатов общего образования. Поэтому формирование функционально грамотной личности – цель и ценность образовательного процесса в ОАНО «УЦ «Перспектива».

Наш педагогический коллектив в своей образовательной практике исходит из положения, что функционально грамотная личностьэто личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Особое внимание наши учителя уделяют формированию читательской грамотности, математической грамотности, естественно-научной грамотности, которые составляют универсальный компонент функциональной грамотности. А также формируют информационную, коммуникативную, лингвистическую и другие компоненты функциональной грамотности.

Как наш коллектив работает в этом направлении?

Главное условие, как мы считаем, это создание практикоориентированной среды обучения. Её основу составляют компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы, которыми в совершенстве владеет каждый учитель нашей школы. Эти подходы акцентируются не на усвоении материала и информативности, а на умении решать проблемы, преодолевать трудности с помощью полученного личного опыта.

Для этого мы активно используем технологию проблемного обучения, проектные технологии, игропедагогику, квесты, ТРИЗ, междисциплинарное обучение и другие. Важным условием эффективности используемой технологии являются субъект-субъектные отношения между учителем и учеником. Учитель проводит уроки в диалоге с обучающимися, выступает в роли организатора, куратора, наставника, консультанта в образовательном процессе.

Такая практика мотивирует на познание, поисковую активность, исследовательскую деятельность. Формирует навык самооценки и оценочной деятельности в отношении работ одноклассников. Развивает коммуникативные навыки, а главное формирует необходимый опыт.

Опыт, который позволяет обучающимся проявлять самостоятельность в ситуации выбора и принятия решений, готовность отвечать за свои решения, владение устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми, обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний, умение учиться самостоятельно.

Созданные в школе сегодня условия, актуальная направленность образовательного процесса, компетентность педагогического коллектива обеспечивают эффективность решения поставленной задачи по формированию функциональной грамотности школьников.