Статьи

Воспитание искусством

Воспитание искусством

Виноградова Н.К., директор ОАНО


«УЦ «Перспектива»




Думаю, что ни у кого не возникает сомнения в значимости искусства. Для некоторых людей искусство - это способ самовыражения, для других - способ познания мира, для третьих - источник вдохновения или удовольствия. Однако, независимо от личного восприятия, искусство играет важную роль в формировании личности. Бертольд Брехт сказал: «Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле».

И мы стараемся подготовить наших школьников к жизни в том числе посредством искусства. В ОАНО «УЦ «Перспектива» сформирована система художественно-эстетического воспитания. Она включает в себя развитие восприятия, творчества, эмоционального отклика и сознательного отношения к искусству. В сложившуюся систему входят уроки, внеурочная деятельность, занятия дополнительным образованием.

Основу художественно-эстетического воспитания составляет опыт, накопленный нашей образовательной организацией в период участия в работе городской экспериментальной площадки под руководством академика Б.М.Неменского и сотрудничества с Центром непрерывного художественного образования.

Приоритетами в художественно-эстетическом развитии обучающихся для нас являются: искусство как духовная культура, как опыт отношений, т.е. эмоционально-нравственное оценочное суждение жизненных явлений (отношений к природе, человеку, обществу); искусство как опыт творчества, т.е. формирование художественно-творческой активности учащихся, их творческой способности, ассоциативного мышления и фантазии как основы создания художественного образа; искусство как языковый опыт, т.е. художественно-образный строй искусства: линия, цвет, объем, пространство, ритм, композиция и т.д., при помощи которых ученик может адекватно не только понимать, но и выражать свое отношение к любому виду искусства.

В школе создана творческая среда, которая стимулирует интерес к искусству и занятие им.

На уроках литературы идёт обсуждение прочитанных книг, привитие обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного анализа произведений, развитие эмоциональной сферы ребёнка, приобщение к миру искусства, воспитание эстетического вкуса, формирование исследовательских умений и навыков общения в разных ситуациях.

К юбилейным датам русских писателей работает «Литературная гостиная». На День Учителя, 8 Марта, 9 Мая традиционно проводятся конкурсы чтецов и соответственно знакомство с поэтическим наследием российской культуры.

На уроках изобразительного искусства формируется понимание внутреннего мира людей,

эмоциональный интеллект, художественный вкус, образное мышление. Кроме того, изучение изобразительного искусства способствует развитию визуального мышления и наблюдательности. Ученики учатся анализировать и интерпретировать произведения искусства, а также различные виды форм, цветов, линий и текстур.

Наши школьники традиционно участвуют в тематических конкурсах рисунков, например, «Золотая осень», «Зимняя Москва», «Моя мама» и др. Работы учащихся выставляются на ежегодной благотворительной ярмарке. Для обучающихся разработана специальная программа по посещению художественных выставок и музеев известных художников. Обязательны для посещения Третьяковская галерея, Центр искусств, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, новая Третьяковка и др.

На уроках музыки идёт формирование музыкальной культуры, которая включает в себя нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности, общие и специальные музыкальные способности. Наши ребята с удовольствием поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, ставят мюзиклы, участвуют в литературно-музыкальных композициях. С интересом посещают музей музыки, музей П.И.Чайковского, дом-музей А.Н.Скрябина, Московскую консерваторию, концерты и спектакли в Доме музыке. Музыкальное образование в том числе способствует расширению культурного кругозора обучающихся.

Неотъемлемой частью деятельности школы в воспитании и обучении искусством является дополнительное образование. Особенно хочется отметить занятия в киностудии, которые позволяют интегрировать полученные на уроках знания и воплощать их на плёнке. Ребята сами пишут сценарии, сами выбирают натуру для съёмок и музыкальное оформление, сами работают операторами и конечно сами играют!

Наша программа художественно-эстетического воспитания делает школьную жизнь разнообразной и яркой, интересной и насыщенной. Она способствует развитию коммуникации, интеллекта, творческого мышления и помогает в социализации

Сегодня искусство доступно каждому. И только от самого человека зависит, что он будет читать, что слушать, на что смотреть, чем увлекаться. А мы, педагоги, должны помочь в этом нашим детям!